Опубликовано: Газета по-киевски, 16 декабря 2008, приложение "Путешествия", с.14-15

Путешествовать "вслепую"

Каждому, кто собирается в автопоездку по Украине, будь он "чайник" или уже опытный путешественник, все равно придется к ней готовиться. Как минимум - распечатать веб-странички с какого-нибудь сайта про путешествия. А лучше - перевернуть гору литературы и путеводителей, чтобы самостоятельно составить маршрут, оптимизировав его "под себя". Лично я не сдвинусь с места без своих карт-двухкилометровок, на которые собственноручно нанесены условные обозначения всех архитектурных и природных объектов: замков, дворцов, церквей, костелов, водопадов, пещер, мельниц и многого другого. Те же, кого устроит готовый набор объектов, могут поискать в магазинах туристические карты и атласы - в последнее время их издают все больше.
А можно ли у нас путешествовать автомобилем "вслепую", то есть, не имея с собой ни карт, ни путеводителей? Этот, к сожалению, пока риторический вопрос возник после недавней поездки к "соседям", в Польшу и Словакию.


Как у них?


Собираться и улаживать дела пришлось в течение суток - в четверг вечером позвонил друг из Львова: "едем?", а в субботу утром мы уже пересекали польскую границу. В суматохе не удалось не то что проложить маршрут, но даже накачать информации из интернета. Так и получилось, что от пограничного перехода в Краковце мы поехали куда глаза глядят - ведь нашей целью были не известные города наподобие Кракова, а "что-нибудь эдакое" в польской глубинке. В приграничных районах Польши пейзажи ничем не отличаются от украинских прикарпатских, а "убитость" второстепенных дорог порой похлеще, чем наших где-нибудь в глуши. Через полчаса езды по захолустью мы начали немного нервничать - куда нас несет? Может, здесь вообще нет ничего интересного? Но волновались мы ровно до первого туристического указателя.


Фото Vladimir Hulin-Mihalec, 2008
Фото Vladimir Hulin-Mihalec, 2008
Фото Vladimir Hulin-Mihalec, 2008

У выдающихся объектов - "персонализированные" указатели.
На фото - град Кокоржин (Чехия) вживую и на "предупредительном" щите-указателе

На туристических указателях пишут даже GPS координаты ближайшего кемпинга

Стандарт туристических указателей, действующий по всей Европе - прямоугольник или стрелка с белым изображением и надписями на коричневом фоне. Благодаря характерному цвету туристического указателя, водителю легко заметить его среди обилия других дорожных знаков (к тому же незнакомых и на чужом языке). Это важно, когда нужно быстро сориентироваться на ходу. На знаке схематически изображен объект - либо стандартное условное обозначение ("замок", "костел", "зоопарк"), либо индивидуальный логотип выдающегося архитектурно-исторического памятника ("Оравский град", "Замок Карлштейн"). Надпись на знаке сообщает туристу название и возраст объекта ("Костел святого Антония, 16 век") и расстояние до него.


На автобане вы еще заранее, за несколько километров до туристического объекта, увидите щит все того же коричневого цвета, с логотипом и названием. Это знак "предупредительный", а ближе к месту появится и "конкретный" указатель со стрелочкой и километрами. Нам показалось, что расстояние между "предупредительным" и "конкретным" указателями установлено как раз такое, чтобы дать время на перепалку между водителем и пассажиром, например, между мужем и женой:
- Дорогой, давай заедем в этот очаровательный замок!
- Не успеем на футбол!
- Ну пожалуйста... на одну минуточку...
- Я сказал нет, значит, нет!
Пару минут езды до следующего указателя - как раз достаточно времени на грамотное уламывание супруга.


Фото Vladimir Hulin-Mihalec, 2008

"Желтые" указатели для велосипедистов
и белые - для пеших туристов

Не стоит думать, что в Европе заботятся лишь об автотуристах - своя, хорошо развитая система маркирования и указателей действует и для велосипедистов, и для тех, кто путешествует пешком.


"Путь деревянной архитектуры"


Но самую неприкрытую зависть вызвала маркировка моих "родных" памятников, деревянных (автор статьи с 2005 года работает над проектом "Деревянные храмы Украины", http://www.derev.org.ua). С какими трудностями приходится у нас разыскивать церкви и колокольни по глухим селам и хуторам, где не то, что туристический - обычный "белый знак" с названием населенного пункта отсутствует. А тут... минут через двадцать нашей езды "вслепую" по польскому приграничью на дороге возникла первая коричневая стрелочка с названием села и церкви. Надпись возле логотипа в виде сложенных в сруб бревнышек гласила: "Szlak architektury drewnianej" - "Путь деревянной архитектуры". С этого момента мы уже не ощущали себя "потерянными" - нам оставалось лишь доверчиво ехать от указателя к указателю.

Фото Олени Крушинської, 2007
Фото Олени Крушинської, 2007

Европейский "коричневый" туристический указатель. Этот ведет к деревянной церкви, относящейся к ІІІ части общепольского маршрута "Путь деревянной архитектуры"

Инфостенд стандартного образца
возле одной из деревянных церквей в Польше


"Путь деревянной архитектуры" в Польше и аналогичная "Карпатская деревянная дорога" в Словакии - отлично проработанные национальные туристические маршруты, как мы смогли убедиться на личном опыте. И тот, и другой разбит на несколько подмаршрутов по географическому принципу; по каждому из них созданы вебсайты, изданы подробные путеводители. Но, даже не имея всего этого богатства под рукой, мы спокойно ориентировались. Коричневые указатели на дороге четко показывали нужный поворот и расстояние до объекта, позволяя прикинуть по времени - едем или пропускаем. Возле каждого деревянного храма - информационный стенд на трех языках (польский/словацкий, английский и немецкий). Кроме текста с описанием истории и архитектуры памятника, на стенде обязательно присутствовала картосхема автодорог с обозначениями данного деревянного храма и всех соседних - видно, какие объекты уже посещены, а какие еще впереди.


Фото Олени Крушинської, 2007
Фото Олени Крушинської, 2007
Фото Олени Крушинської, 2007
Фото Олени Крушинської, 2007

Инфостенд крупным планом

Стенд с "рекламой" деревянного костела стоит в ближайшем к нему замке (знаменитый Оравский град, Словакия). Так более посещаемый объект "пиарит" менее известный

Табличка с расписанием работы
на деревянном костеле,
имеющем статус музея

На церкви в словацкой деревушке - обычная распечатка, где указаны координаты человека, который может открыть церковь туристам

Маркировка и включение в маршрут всех деревянных храмов идет на пользу не только туристам, но и... самим памятникам. Как оказалось, проблемы с реставрацией деревянных церквей актуальны не только у нас. В некоторых селах польского приграничья мы видели церкви в состоянии полуруины, с выбитыми окнами. Дело в том, что в ХХ веке границы не раз менялись, поэтому этнически общие земли (например, населенные лемками) были разделены между разными государствами. Поэтому к одному типу относятся деревянные церкви на Закарпатье и в околицах Бардейова (Восточная Словакия), на Львовщине и в польском приграничье, а на церковных кладбищах множество могил - с украинскими именами. Но если в Словакии состояние деревянных храмов варьируется от хорошего до идеального, то в убежденно-католической Польше о православных церквях иногда "забывают" позаботиться. Показательное зрелище повстречалось в одном польском селе - в ужасном состоянии деревянная церковь, а через дорогу - "с иголочки" отреставрированный, действующий деревянный костел. Так и казалось, что он свысока посматривает на свою обшарпанную соседку-церковь.

Но вот, что важно - все без исключения деревянные храмы, включая и полуруины, честно промаркированы и включены в "Путь деревянной архитектуры". А ведь властям гораздо сложнее "забыть" про такую "неудобную", требующую реставрации церковь, если она постоянно мозолит глаза туристам и получает огласку.



А как у нас?


Как же у нас обстоит дело с туристическими указателями? Формально придраться не к чему. Существует дорожный знак "достопримечательность" в виде синего прямоугольника с белым квадратом внутри (тот же формат, что и знак "место отдыха", с елочкой и скамейкой). В квадрате - условная закарлючка-"цветочек", ниже - километраж. Это знак выполняет роль "предупредительного", а вскоре за ним, уже на нужном повороте, устанавливают синий указатель с названием объекта, направлением и расстоянием. Возьмем как пример те же деревянные храмы.

Фото Олени Крушинської, 2008

Проезжая этой весной Хуст, мы были так удивлены, что резко дали по тормозам, чтобы запечатлеть "диковину" на фото - синий указатель с белой надписью "4 дерев'яні церкви XV-XVIII ст., 4 км". Пару лет назад, когда мы последний раз приезжали к этим шедеврам деревянной архитектуры в стиле т.н. "мармарошской готики", здесь не было ни указателя, ни туристов. Теперь же, в течение двух часов, пока общались с "хозяевами" деревянной церкви в Сокирнице, наблюдали непрерывную ротацию авто- и велотуристов. Все они приехали посмотреть на церковь именно благодаря указателю - эффект налицо. А вот в следующие села, где расположены остальные три деревянные церкви: Данилово, Крайниково и самую дальнюю Александровку, никто из них уже не доехал, т.к. на общем указателе эти названия не упоминались, а дополнительных стрелок нигде не было. То есть единственным вариантом получить информацию оставался традиционный отлов и опрос местного населения. Обычно он происходит в таком духе:
- А де тут у вас стара дерев'яна церква?
- А отця настоятеля сьогодні нема, він в район поїхав.
- Та нам лише церкву подивитися!
- То собі їдьте туй-во д`горі, а там отако біля Стефчиної хати є поворот і за ним школа з червоної цегли, але туди вам не треба, тому ви туди не повертайте, а вам треба вліво, аж проїдете таку зелену браму, то одразу вліво, а далі з холєрою прямо, прямо...
Понятно, что пользуясь таким "живым GPS-навигатором", до церкви доберутся только настойчивые туристы.


Итак, появившиеся за последние полтора-два года "синие" туристические указатели с названиями объектов, направлением и расстоянием до них весьма эффективны (и для туристов, и для архитектурных памятников, нуждающихся в популяризации и заботе). Главный недостаток этих указателей в том, что их ничтожно мало. Как ни старались мы с коллегами по путешествиям припомнить, где такие знаки встречали в поездках, а все равно, чтобы их сосчитать, нам хватило пальцев на руках и ногах. А их-то (в смысле объектов, а не пальцев) - сотни и тысячи. Тернопольщина, Хмельниччина, Черниговщина - да, видели единичные указатели к самым "раскрученным" достопримечательностям, но они помогут разве что случайным проезжим, а о том, чтобы путешествовать "от стрелочки до стрелочки", не может быть и речи. Ведь не существует у нас и системы туристическо-информационных центров (мне известно штуки 3-4: Киев, Ужгород, Каменец...), без которых не обходится ни один городишко в той же Словакии или Польше.


Гуще всего туристические указатели расставлены в шевченковско-казацких местах Черкасской области, так как их установка входила в программу развития "Золотой подковы Черкащины". В других районах области даже памятники национального значения никаких указателей не имеют. А вот на "Подкове" стоило бы их слегка "проредить", ибо некоторые из них прекрасны в своем бессмыслии. Так, в Чигиринском районе на трассе стоит дорожный знак - синий щит с гордой и лаконичной надписью "Золота підкова Черкащини". Ни стрелочки, ни километража, ни названий населенных пунктов - где же эта подкова, большая ли, где начинается, куда ехать? Вокруг - поля. В другом месте такой же щит стоит на развилке, и на нем уже есть две стрелочки... которые симметрично показывают в обе стороны. Как в анекдоте: умные направо, красивые налево? Многие синие знаки через десять метров дублируются точно такими же, но на коричневом фоне. Может, имелся в виду евростандарт, но кроме цвета фона - ничего общего. Для чего столько лишних знаков? Ясно, для галочки.


Зато черкасские указатели - двуязычные, на украинском и английском. А все остальные, про которые упоминалось выше - только на украинском, и поэтому вряд ли помогут зарубежным туристам, которым вздумается самостоятельно поездить по стране. После малочисленности, в этом второй существенный недостаток наших указателей.



А что можно сделать?


По мнению автора статьи, создать единую систему туристических указателей, и лучше всего "коричневых", по европейскому стандарту - это даже при отсутствии кризиса было бы из области светлого будущего. Урожай, собранный в виде штрафов с водителей, пойдет явно не на это.


А стоит ли вообще морочиться? Безусловно, стоит - если целью является развитие внутреннего туризма, а не "сокрытие" достопримечательностей, в первую очередь архитектурных памятников, неизвестных широкой публике (это выгодно тем, кто не прочь продать старинное здание либо тихой сапой "помочь" ему исчезнуть, освободив земельный участок). Минимальные единоразовые затраты, необходимые на установку знака, сразу же в разы увеличивают посещаемость объекта и его известность, своеобразную "страховку" от уничтожения (хотя и это помогает не всегда). Затраты эти по силам не только местным властям или владельцам, к примеру, отелей или корчм, "привязанных" к достопримечательности, но даже одному, отдельно взятому человеку, если у него возникает такое желание.


Этим летом жители Мошен, что неподалеку от Черкасс, с удивлением обнаружили три новеньких информационных стенда, установленных возле достопримечательностей поселка, в прошлом - крупного козацкого городка. Один стенд - возле экзотической Преображенской церкви в неоготическо-мавританском стиле, построенной здесь, в мошенском имении, светлейшим князем Михаилом Воронцовым (все видели его знаменитый Воронцовский дворец в Алупке?). Второй - возле оригинального римо-католического костела начала ХХ века, необычного для этих краев. Третий - возле деревянного здания земской больницы, построенной на средства племянницы Воронцова Екатерины Балашовой, которая заказала проект архитектору... Владиславу Городецкому, будущей знаменитости. Не правда ли, интригует? А ведь об истории каждого сооружения многие местные жители, а также большинство приезжих и туристов впервые узнали именно из инфостендов, где приведено короткое текстовое описание и иллюстрации "как это выглядело раньше": архивные фото, старые открытки, а также портреты Воронцовых, Балашовых, Городецкого. Когда за сооружением стоит целая история, то и смотришь на него другими глазами.

Фото Олени Крушинської, 2007
Фото Сергія Криниці, 2008
Фото Сергія Криниці, 2008

Возле некоторых памятников уже существуют инфостенды, еще советского образца. Их достаточно просто осовременить, дополнить более конкретной, в т.ч. практической, информацией.

Инфостенды в Мошнах, установленные в 2008 году Игорем Одокиенко, содержат короткую историческую и
архитектурную справку, иллюстрации, фотографии. Фото Сергея Криницы.



А появились эти стенды стараниями и на средства человека, совершенно не обязанного этим заниматься. Игорь Одокиенко, предприниматель из Черкасс, все свободное время посвящает своему детищу - проекту "Черкащина - від краю до краю". В рамках проекта он готовит к изданию подробный туристический путеводитель, переиздал книгу "Мошни - містечко ратників і майстрів" и установил инфостенды. "Я смакетировал на компьютере стенд формата А2 - текст, иллюстрации, в копи-центре распечатал макет на пластик", - рассказывает Игорь. "У себя на заводе заказал металлические опоры-пюпитры; пластик, хоть изображение на нем водостойкое, сверху дополнительно накрыли оргстеклом. Люди подходят, читают. За несколько месяцев, что стоят стенды, ни один еще не обрисовали и не попортили".


Теперь Игорь хочет установить в Мошнах указатели. "Хорошие туристические указатели на украинских дорогах - это вообще моя мечта", говорит он. "Я уже узнавал: если, например, указатель нужен на территории села, то разрешение оформляется у председателя сельсовета, далее - дело техники. Стоимость изготовления указателя вместе с установкой укладывается в полторы-две тысячи гривен, т.е. вполне разумные деньги. Так я планирую поставить указатели на въездах в Мошны. А вот чтобы получить разрешение на установку указателя на автотрассе, нужно, в зависимости от ее категории, писать запросы в районный либо областной автодор, потом документы должны быть согласованы в ГАИ, потом - в Минтрансе. А работы по установке знака должны быть включены в местные план и бюджет. Долго, дорого, самому сделать практически нереально".


Подытоживая все вышесказанное... Необходимый минимум для того, чтобы хоть когда-нибудь по нашей богатой красотами стране стало возможно путешествовать "вслепую" - это обеспечить дороги (уж какие есть, извините) указателями, а туристические объекты - инфостендами. Причем сделанными не для галочки, а красиво и с умом. И как всегда, есть выбор - ждать у моря погоды, либо самим потихоньку браться за дело.


Алена КРУШИНСКАЯ. Фото автора


подивитися інші статті
на "Львівські ремінісценції"