День первый. Транзит - Польша и Германия. День второй. Страсбург и Мец. День третий. Реймс и Париж. Четвертый и пятый дни. Париж! День шестой. Долина Луары. День седьмой. Бретань. День восьмой. Мон-сен-Мишель. День девятый. Нормандия. Десятый - двенадцатый день. Через Бельгию и Германию - домой

ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ ДНИ. ПАРИЖ!


Париж Paris

Париж Paris

Наши туристы, неоднократно бывавшие в Париже, с радостью отправились на предложенные экскурсии в замок Во-ле-Виконт, предшественник Версаля, и в Шантильи - резиденцию принцев Конде, который сейчас славится второй по значимости (после Лувра) коллекцией живописи во Франции. Мы же пешком отправились осваивать Париж… Только посетив другие крупные европейские города, мы в полной мере смогли оценить преимущества Парижа – органичность фоновой застройки и чистое небо. Выражение "небо Парижа" - не просто красивый символ, оно действительно особое – его не перечеркивает НИ ОДИН провод (они все спрятаны под землю).

За два оставшихся дня досконально изучить Париж было все-равно невозможно, поэтому мы просто перемещались по велению души, а она жаждала праздника. Осознавая безнадежную необъятность Лувра, мы выбрали истинно французский музей – Музей д’Орсэ, который вмещает полвека искусства: со времен Второй империи до начала кубизма. Расположенный в здании бывшего вокзала (построенном, как и Эйфелева башня, к открытию Всемирной выставки в 1900 году) музей пресса называет "самым прекрасным в Европе" (13). Несколько витков очереди, и вот мы, наконец-то, увидели "живьем" работы импрессионистов до боли знакомые с юности (14, 15) по неважным репродукциям в нечитабельных венгерских альбомах. Других было не достать, а путешествие в Париж к оригиналам было настолько же реальным, как полет на Луну.
Не меньший восторг вызвала коллекция мебели (16) и красивых пустячков (17) в стиле модерн. Капризные изгибы линий, отсутствие прямых углов, растительные мотивы - черты этого стиля, который так полюбился парижской богеме.
Покидая музей, мы сделали фото на память под названием "Остановись, мгновение"ю То есть в буквальном смысле. На фоне часов (18).

Париж Paris Париж Paris Париж Paris Париж Paris

Париж ParisКак ни удивительно, нас таки поразила Эйфелева башня. Оказалось, что ажурной башня кажется не только издали, она действительно сконструирована из металлических профилей разной толщины, в частности и довольно тонких (19) Интересно, зачем и каким образом собирались демонтировать этого великана после закрытия Всемирной выставки?


Совершенно замечательным оказался Музей средневекового искусства Франции, расположенный в гостинице аббатства Клюни (конец XV в.). В нем витает сам дух средневековья, а интерьеры и богатейшая коллекция костюмов, оружия, украшений из майолики, гобеленов, живописи и скульптуры, непривычные нашему "восточноевропейскому" взору, выглядят совершенно сказочными. Париж Paris Париж Paris Кроме того, оказалось, что старинные гобелены, если они хорошо сохранились, очень красочны, а в их сюжетах, таких, как Дама с Единорогом на знаменитых гобеленах XVI века, есть и чувство юмора, и легкая ирония. И даже львы на них не злобны, а трогательны (20). Кроме того, будучи любителями архитектуры, мы добавили в свою коллекцию "Каркас напоказ", экспонатами которой уже стали аркбутаны и фахверки, нервюры –самую красивую конструкцию (или самое функциональное украшение) (21).
Французские дети очаровательны и непосредственны, впрочем, как и их родители. Париж Paris Так, небольшая сценка в этом же музее: к пятилетнему малышу, который любознательно ковыряет 500-летний гобелен, бросается мама. Ну, думаем, сейчас будет читать ему нотацию. Ничуть. Она вместе с ним ощупывает раритет. И НИКТО из служителей на них почему-то не кричит. А на старинной мебели стоят таблички "Вы не трогаете руками экспонаты. Спасибо большое" - это максимальное проявление запрета. А вообще детей в музеях очень много. В каждом мы видели группы детей от 5 и старше, которые, трогательно сидя на полу, внимательно рассматривали картины, увлеченно слушали экскурсовода и активно участвовали в обсуждении (22).

Париж Paris Париж Paris Кстати, аналогичные таблички мы видели на многочисленных... коровах, настоящих по форме и размеру, пустых по содержанию, разных по оформлению "кожи" и очень ярких (23, 24), которые очень оживляли парижские улицы и площади. Оказалось, что в европейских городах поочередно проводят конкурс на самую оригинальную и красивую корову или лошадь.

Много вопросов у нас возникло к французским садовникам, в частности, относительно их привычки все стричь "под одну гребенку". Ладно, кусты, но целые аллеи стриженых каштанов, лип, платанов в форме правильного прямоугольника, а то и буквы "Т"! Аллеи таких "ограниченных" деревьев тянутся на многие сотни метров во всех парках и садах, в том числе и в Люксембургском (25). А на улицах господствуют настоящие "квазимодо". Во Франции деревья подстригают очень радикально, поэтому ветви не длиннее двух метров заканчиваются "кулачками", и весной напоминают обгрызенные кости (26, 27). Причем мода эта держится столетиями - взгляните-ка на пейзаж Сислея, написанный в 1873 г. (28)
Париж Paris Париж Paris Париж Paris Париж Paris












Деревья держат под контролем, а людей - нет. Табличка перед Эйфелевой башней гласит, что по газонам ходить... разрешается. И ничего, никаких следов, хотя на нем даже в футбол играют.
Париж Paris Такие бархатные газоны с меленькой, очень густой травкой, похожие на толстый ковер, есть везде во Франции, но почему-то не в соседних Бельгии и Германии. Французские клумбы тоже особые - может, потому, что традиционная для них цветовая гамма - сине-желтая? (29)
Париж Paris
Любопытно проходить мимо парижских кафе. За столиками, выставленными на улицу, французы сидят, как в театре, все - лицом к дороге, созерцая и обсуждая проходящую мимо жизнь (30).


>>едем дальше>>
подивитися інші статті на цьому сайті
на "Львівські ремінісценції"

© 2006, Наталия Липковская, Анатолий Крушинский (lvivrem@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України. Використання будь-яких матеріалів без дозволу авторів заборонено